Сочетание инструментов зеленой экономики

Теоретически ожидается, что внедрение экономических инструментов поможет государству достичь поставленной цели, по крайней мере, по разумной стоимости совокупных затрат. Это объясняется тем, что экономические инструменты часто обеспечивают большую силу в принятии решений или гибкость для участников, в отличие от нормативных инструментов. Например, с помощью регулирующих инструментов, таких как технологические стандарты, выбор принадлежит регулятору. В этом случае регулятор сообщает компании, насколько ей позволено выбрасывать загрязняющие вещества, и технологии, которые будут использоваться для достижения этих ограничений. Следствием этого действия является то, что загрязнитель ограничен в гибкости принятия решений и, таким образом, регулятор вынуждает загрязняющие компании принимать в равных долях бремя контроля за загрязнением независимо от стоимости этих мер по контролю.

Напротив, экономические инструменты создают стимулы для уменьшения загрязнения, но они не определяют конкретные технологии для уменьшения загрязнения. Этот выбор предоставляется загрязнителю. Однако важно понимать, что в случаях, когда затраты на сокращение загрязнения одинаковы для всех загрязнителей, регулирующие инструменты могут быть лучшим выбором политики.

Правительствам при реализации мер по переходу к зеленой экономике потребуется гораздо больше, чем просто выбор инструментов из перечня мер политики зеленой экономики. Это потребует от них установления четких целей и задач, синергизма и компромиссов между различными вариантами векторов развития для достижения своих целей, эффективного планирования и осуществления приоритетных действий, а также отслеживания прогресса и анализа своих стратегий с течением времени посредством постоянного адаптивного процесса управления.

Это будет особенно сложно для развивающихся стран, которые могут испытывать недостаток в институциональном потенциале, релевантных данных и информации, а также в доступе к финансированию и другим ресурсам, которые необходимы для успешной разработки и осуществления политики.

Для достижения целей и задач конкретной политики необходим набор мер и действий, которые должны разрабатываться дополнять и поддерживать друг друга. Например, рыночные стимулы должны поддерживать меры по регулированию. Однако, на практике во многих случаях инструменты разрабатываются независимо и могут противоречить друг другу.

Необходимо поддерживать согласованность и поддержку различных инструментов политики и мер в целях содействия достижению поставленных целей. Субсидии для ископаемого топлива, например, помимо того, что они являются бременем для государственных бюджетов, способствуют неэффективному распределению и чрезмерному использованию ископаемого топлива. Отказ от субсидий на ископаемое топливо позволит выделять средства на поддержку инвестиций в возобновляемые источники энергии. Такая политика может подкрепляться нормами выбросов.

Трансформировать экономику в соответствии с принципами зеленой экономики на данный момент не удалось ни одной стране. Однако, некоторые страны достигли определенных результатов и успешно применяют на практике вышеизложенные инструменты, последовательно делая шаги в сторону зеленой экономики.

Подводя итоги, можно отметить, что в мире существует достаточно инструментов и механизмов, которые помогают обеспечивать зеленый рост и устойчивую основу для функционирования зеленой экономики. В последние десятилетия растет интерес к экономическим инструментам защиты окружающей среды и их реализации. Рыночные инструменты, такие как торгуемые разрешения, служат для «выравнивания игрового поля» и создания стимулов для стимулирования озеленения ключевых секторов.

Экономические или рыночные инструменты не предписывают, что должно быть сделано, но они добавляют некоторые условия, которые могут иметь как положительные, так и негативные финансовые последствия. Предприятие может делать это по-своему, но тогда оно будет вынуждено заплатить. Впрочем, это может касаться не только предприятий, но и простых людей и домохозяйств.

Регуляторные инструменты основаны на принуждении и строгих правилах. В определенных случаях, именно жесткие меры ограничений являются наилучшим вариантом решения проблем, когда рыночные инструменты оказываются неспособны обеспечить достижение целей. Информационные инструменты имеют достаточный потенциал для того, чтобы катализировать изменения в сознании людей и бизнеса. Они также часто используются в продвижении идей зеленой экономики, как на макроуровне, так и на микроуровне.

В частности, большой потенциал имеют устойчивые государственные закупки. Введение зеленых критериев может поддержать тех, кто предоставляет устойчивые товары и услуги, а также подтолкнуть других к производству таких товаров и услуг. Однако, на практике реализовать это крайне сложно. Это требует качественной правовой, технологической инфраструктуры, чтобы обеспечить прозрачность.

Зачастую требуется сочетание различных политических инструментов, включая регулирование и информационные программы, для изменения поведения производителей и потребителей. Несмотря на заметный успех в некоторых областях, практика показывает, что экономические инструменты не являются решением всех проблем экологической политики. Существует множество рыночных и политических барьеров, включая поведенческие ошибки, которые необходимо устранить. Если человечество действительно хочет двигаться в направлении «зеленой» экономики, то необходимо комплексное и продуманное сочетание экономически, информационных и регулирующих инструментов.

Дата публикации: 16.09.2017