Проблемы перехода к зеленой экономике на международном уровне

Для перехода к «зеленой» экономике потребуются особые условия. Эти благоприятные условия включают в себя состояния, в которых находятся национальные экономики стран, внутреннюю и внешнюю политику, субсидии и стимулы, а также международную рыночную и правовую инфраструктуру, торговлю и техническую помощь развивающимся странам. В настоящее время благоприятные условия в значительной степени созданы и стимулируют доминирующую коричневую экономику, которая чрезмерно зависит от ископаемых видов топлива, истощает ресурсы и ухудшает состояние окружающей среды.

Высокий уровень субсидирования может отрицательно сказаться на переходе и использованию экологически чистой энергии, в то же время, способствуя увеличению выбросов парниковых газов. Напротив, благоприятные условия для зеленой экономики могут проложить путь к успеху государственных и частных инвестиций в озеленение экономики. В 2010 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций составила список таких благоприятных условий на национальном уровне:

  • изменения в налогово-бюджетной политике;
  • реформа и сокращение экологически вредных субсидий;
  • использование новых рыночных инструментов;
  • нацеливание государственных инвестиций на ключевые сектора зеленой экономки;
  • переход к устойчивым государственным закупкам;
  • совершенствование природоохранных норм и правил, а также их соблюдение.

На международном уровне имеются также возможности для расширения рыночной инфраструктуры, улучшения торговли, а также помощи и содействия более широкому международному сотрудничеству.

Некоторые страны достигли высокого уровня развития человеческого потенциала, но за счет своей базы природных ресурсов, эксплуатации окружающей среды и высоких выбросов парниковых газов. Задача этих стран заключается в сокращении их выбросов парниковых газов на душу населения без ущерба для качества жизни. В других странах по-прежнему сохраняется относительно низкий уровень загрязнения на душу населения, однако им необходимо предоставлять своим гражданам более высокий уровень материального благосостояния. Их задача заключается в том, чтобы сделать это без существенного увеличения их экологической нагрузки на природу.

Эксперт Паван Сухдев подчеркнул, что есть два необходимых условия, которые необходимо решить. Первое – это международная политическая архитектура, которая включает в себя развитие глобальных рынков углерода и экосистемных услуг. Политика необходима для развития и передачи технологий, а также для международной торговли, помощи и координации.

Второе необходимое условие – в области внутренней политики. К ним относятся демонтаж субсидий ископаемым видам топлива, введение налогов и политики, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии, совершенствование природоохранного законодательства, содействие комплексному управлению пресной водой, разработка политики надлежащего землепользования для городских и сельскохозяйственных районов, мониторинг и учет экосистемных услуг.

Переход к зеленой экономике требует многостороннего и многосекторального подхода. Даже если правительство предпринимает усилия для ​​ увеличения инвестиций в такие секторы экономики, как возобновляемые источники энергии, устойчивое сельское хозяйство, туризм, управление водными ресурсами, преобразования в этих секторах должны быть тесно связаны с борьбой с нищетой и добиваться позитивного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, занятость и внешнюю торговлю.

Переход к зеленой экономике имеет два одинаково важных аспекта: озеленение коричневой экономики и зеленый рост. Любой коричневый экономический сектор можно «озеленять», в том числе путем внедрения чистых, эффективных и инновационных технологий. Зеленый рост должен стимулироваться инвестициями в новые экологически чистые отрасли.

Учитывая разнообразие мира, в котором мы живем, а также уникальность национальных условий и приоритетов развития каждой страны, нет единой модели или пути к зеленой экономике. Однако для всех стран переход к зеленой экономике потребует крупных структурных и технологических изменений в масштабах всей экономики или, по крайней мере, озеленения ключевых секторов, таких как энергетика, городская инфраструктура, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Это также будет включать «экологизацию» инвестиций на национальном и глобальном уровнях, создание зеленых рабочих мест через новые зеленые секторы, а также поддержку и содействие зеленой торговле на международном уровне посредством национальной и международной политики.

Риски структурных изменений являются одной из важнейших проблем. Не все изменения и воздействия будут положительными. Поскольку мир движется к зеленой экономике, и спрос на экологически чистые товары увеличивается, спрос на экологически вредные товары, конечно же, понизится. Каким бы ни был общий глобальный баланс последствий, некоторые страны будут страдать от ухудшения условий торговли в условиях перехода к зеленой экономике, а некоторые фирмы пострадают от потери рынков. Возможно, наиболее изученным примером является воздействие мер реагирования на изменение климата для нефтедобывающих государств.

Но масштабы и характер воздействий определяются не только экономической структурой страны. Они также во многом зависят от выбора политики в этой стране. Правильная социальная политика может помочь смягчить переход и облегчить адаптацию для тех, кто потерял работу и доход. И промышленная политика, направленная на стимулирование конкурентоспособности в секторах, важных для зеленой экономики, может помочь поменять характер воздействий с отрицательного на положительный.

Еще одна категория мер, которая может быть проблематичной, поскольку они могут использоваться для преднамеренной защиты и поощрять отечественные зеленые отрасли. Таких мер относительно немного:

  • поддержка зеленых секторов;
  • поддержка НИОКР для внутренних зеленых секторов;
  • регламенты, стандарты и запреты;
  • экологические сборы и налоги на транспорт.

Поддержка зеленых секторов осуществляется в виде инвестиционных стимулов, таких как кредиты с низким процентом, прямые гранты, финансирование экспортных кредитов, налоговые льготы, субсидии на земельные участки с пониженной стоимостью и другие формы стимулирования. Часто такая поддержка обеспечивается использованием внутренних ресурсов или передачей технологии –  всеми мерами, направленными на укрепление внутреннего потенциала в своей экономике.

В той мере, в какой такие меры окажутся успешными, они могут действительно иметь неблагоприятные последствия для иностранных конкурентов, особенно тех, правительства которых не в состоянии понести такие расходы. Некоторые виды поддержки запрещены соглашением Всемирной Торговой Организации (ВТО) о субсидиях и компенсационных мерах. С другой стороны, определенная поддержка может быть эффективной в укреплении внутреннего потенциала. Кроме того, если это приведет к появлению способных новых глобальных новаторов и конкурентов в этих секторах, такая поддержка может создать глобальные экологические выгоды.

Таким образом, ряд стран действительно использует эти инструменты, направленные именно на развитие экологически чистых отраслей. Учитывая суровость законодательства ВТО и все остальные факторы, нет ничего близкого к международному соглашению относительно уместности такой поддержки, которую либерально предоставляют как развитые, так и развивающиеся страны.

Еще одна проблема может заключаться в том, что все страны будут рассматриваться одинаково. Уровни и этапы развития стран должны быть полностью учтены, а приоритеты и условия развивающихся стран приняты во внимание. Следует соблюдать принцип общей, но дифференцированной ответственности. Таким образом, при рассмотрении различных принципов, политики и целевых показателей следует предоставить адекватные гибкие возможности и особый режим для развивающихся стран, таких как льготы, предоставление более мягких обязательств и предоставление финансирования, технологий.

Другой риск заключается в том, что окружающая среда может использоваться как замаскированный метод для стран в целях содействия доступу своих товаров и услуг на рынки других стран. Существует опасение, что концепция зеленой экономики может использоваться для меркантилистских интересов отдельных стран.

Например, развивающиеся страны в ВТО выразили озабоченность в отношении того, что некоторые развитые страны пытаются заставить их устранить тарифы на многие товаров, которые, по утверждению развитых стран, являются «экологическими товарами». Переговоры в ВТО увязли в определении экологических товаров. По мнению развивающихся стран, перечень товаров, предлагаемых для либерализации тарифов, отражает продукты, представляющие интерес для экспорта развитых стран, тогда как продукция развивающихся стран отсутствует. Развивающиеся страны выступают против значительного сокращения или и вовсе отмены тарифов на «экологические товары», поскольку они хотят сохранить возможность производить эти товары, а их производства нуждаются в защите, по крайней мере, первоначально.

Одним из примеров являются предложения или планы по введению «углеродного тарифа» или «корректирующего пограничного налога на импорт» на продукты на том основании, что произведенные выбросы углекислого газа в процессе производства таких продуктов выше определенного уровня или что страна-экспортер не имеет стандарты, который страна-импортер считает адекватным.

Еще одна проблема многих развивающихся стран заключается в том, что некоторые развитые страны предоставляют своим компаниям крупные субсидии на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы над созданием экологически безопасных технологий. Это ставит развивающиеся страны в невыгодное положение, так как они не располагают финансовыми ресурсами, достаточными для субсидий какие могут позволить себе развитые страны. Учитывая этот несправедливый дисбаланс в субсидиях, развивающиеся страны и их фирмы будут в еще худшем конкурентном положении, если им придется снизить свои тарифы на экологические продукты.

Еще одной из важных проблем при переходе к зеленой экономике является проблема прав интеллектуальной собственности и, в частности, патентов – инструмента политики, который горячо обсуждался на протяжении более ста лет. Несмотря на то, что был проведен достаточный (но безрезультатный) анализ того, насколько сильно права интеллектуальной собственности стимулируют торговлю и инвестиции, и международные последствия для распределения технологий, ключевым вопросом в отношении «зеленой» экономики является то, как они могут помочь или помешать странам получить, доступ к более чистым технологиям.

Одна из основных проблем заключается в следующем: готовность вкладывать средства в инновации в какой-то мере зависит от того, как продукты этой инновации защищены от дешевой имитации. Это особенно справедливо для тех технологий, где затраты на исследования и разработки высоки, а стоимость имитации низкая. Таким образом, ключевая цель – сбалансированность – найти точку, в которой защита обеспечивает стимулы для инноваций, но не чрезмерно ограничивает их распространение.

Итак, систематизируя и структурируя проблемы перехода к зеленой экономике, можно сделать следующий вывод: именно международные соглашения должны стать ключевым инструментом для перехода к зеленой экономике. Но эти соглашения должны действительно работать, чтобы преодолеть все барьеры на международном уровне.

Как можно было убедиться, рассматривая каждую проблему по отдельности, все проблемы можно решить, если есть баланс. Баланс в экономических методах стимулирования, в мерах регулирования, в возможностях. Но достичь такого баланса крайне затруднительно. Именно международные соглашения могут помочь добиться этого баланса, но и заставить их работать тоже непросто. Чтобы международные соглашения выполняли свои задачи, необходимо добиться выполнения обязательств всеми странами соглашения и найти рычаги давления на те страны, которые не выполняют свои обязательства, и тем самым ставят под угрозу будущее планеты.

Дата публикации: 16.09.2017