Экономические инструменты

Экономические инструменты, также называемые рыночными инструментами, широко используются для решения вопросов, связанных с окружающей средой. Эта группа инструментов политики работает через ценовые механизмы и рыночные сигналы, которые пытаются изменить экономические условия и поведение определенной группы участников в нашем обществе. Эти инструменты обеспечивают экономическое стимулирование потребителей и промышленности сокращать их выбросы, а также поощрять технологические инновации, более совместимые с окружающей средой.

Основой экономических инструментов является то, что рынки и цены могут быть мощными инструментами для работы в интересах окружающей среды. Цены могут создавать стимулы для экономии и эффективного использования ресурсов. Они также могут отражать истинные социально-экономические издержки производства. Если цены этого не делают, рынки неспособны поддерживать заданный уровень качества окружающей среды или предоставлять общественные блага. В экономике эта идея часто называется, как провал рынка, а окружающая среда часто берется в качестве основной причины, объясняющей, почему рынок не обеспечивает средства для решения всех экономических проблем.

Существуют пять основных категорий экономических инструментов:

  1. Экологические налоги и сборы;
  2. Схемы утилизации;
  3. Субсидии или платежи, обусловленные экологией;
  4. Правила ответственности и схемы компенсаций;
  5. Торгуемые разрешения.

Экологические налоги и сборы. В данном случае взимаются налоги или сборы с суммы загрязнения, производимого производителями или потребителями, и ущерба, вызванного их выбросом загрязняющих веществ.

Схемы утилизации. В этом случае потребителям предлагается вносить определенную сумму при покупке потенциально загрязняющего продукта и получить возмещение при возврате продукта в определенный центр для переработки или утилизации данного продукта. Основной целью схемы утилизации является создание стимулов для предотвращения ненадлежащих способов утилизации загрязняющих продуктов, таких как батареи, электроника или пластиковые упаковки для напитков.

Например, в Норвегии действует обязательная система утилизации автомобильных корпусов. Человек платит приблизительно 300 евро при покупке нового автомобиля и получает около 350 евро обратно, когда возвращает старый автомобиль в утилизационные центры. Эта схема дает стимулы для повторного использования, рециркуляции и надлежащей утилизации транспортных средств.

Экологически обусловленные субсидии или платежи – это оплата правительства потребителям или производителям в целях стимулирования разработки, внедрения и использования экологически чистых технологий, таких как ветряные турбины или солнечные панели. Или даже за предоставление экосистемных услуг, таких как сохранение биоразнообразия. Фактически плата за экосистемные услуги также может рассматриваться в рамках этой категории. Этот конкретный экономический подход основан на предположении, что те, кто предоставляет экологические услуги, такие как фермеры или землевладельцы, управляющие своими землями и своей деятельностью смягчающие последствия изменения климата, должны получать компенсацию за это, а те, кто получает выгоды от этих услуг, должны также оплачивать их предоставление.

Эта категория также включает отмену субсидий, так называемых экологически вредных субсидий. В этой области все большее внимание в последнее время уделяется устранению субсидий, которые поддерживают использование ископаемых видов топлива из-за опасений относительно негативных последствий изменения климата.

Правила ответственности и схемы компенсаций стимулируют производителей предотвращать или учитывать потенциальный экологический ущерб, который может быть результатом их деятельности, такой как добыча нефти или добыча полезных ископаемых. Правила ответственности и схемы компенсации направлены на предотвращение ущерба окружающей среде, восстановление окружающей среды и обеспечение достаточной компенсации за ущерб, причиненный в результате осуществления опасных видов деятельности. Области применения варьируются от загрязненных земель, нарушения норм выбросов до разливов нефти.

Пятая и последняя категория – торгуемые разрешения. В рамках этого типа экономического инструмента данная задача устанавливается государством, а разрешения или сертификаты распределяются или продаются с аукциона среди участников. Эти разрешения могут принимать форму общего уровня загрязнения. Например, для выбросов парниковых газов. Фирмы, которые могут достичь своих целевых показателей при низких выбросах, имеют экономический стимул продавать часть своей квоты на загрязнение другим фирмам, которые по определенным причинам не могут выбрасывать меньше в данный момент.

В качестве альтернативы, это действительно хороший выход для компаний, которые считают дорогостоящими достижение своей цели путем изменения технологий. Те, которые не загрязняют окружающую среду, скорее всего, они будут покупать разрешения у фирм, которые могут достичь своих целей недорого. Например, владельцы электромобилей могут продать свое разрешение на загрязнение водителям обычных автомобилей. Пользователи обычных автомобилей могут купить эти разрешения и продолжить использовать свой автомобиль. Основная идея с реализуемыми разрешениями состоит в том, что для достижения экологических целей наиболее эффективным с точки зрения затрат способом является предоставление стимулов участникам рынка для торговли.

Дата публикации: 16.09.2017